Новости дня.
Уточняется как и за что предусматривается компенсация за нарушение сроков судопроизводства.
30 апреля 2010 года Президент России подписал законы № 68-ФЗ и № 69-ФЗ.
В Федеральном законе № 68-ФЗ речь идёт о компенсации за нарушение сроков судопроизводства, или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Вторым законом, 69-ФЗ, в связи с принятием первого, были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ.
Решает ли возникшую проблему волокиты в судах компенсация за нарушение сроков судопроизводства и есть ли какие-то, подвижки спустя год?
Судебные дела в России рассматриваются годами, случается, что и десятилетиями (?!), а судебная волокита приняла уже угрожающий характер.
И, количество судебных дел в России не уменьшается, потому как, права нарушаются повсеместно, начиная с тех, кто обязан эти права охранять, и заканчивая теми, кто потерял веру в правосудие.
Приняв исковое заявление, определение об его принятии в производство, судья, практически никогда (за редким исключением) не высылает ни истцу, ни ответчику.
Им не всегда даже направляется определение о подготовке дела к судебному заседанию.
И это несмотря на то, что закон обязывает судью направлять определения в адрес сторон, участвующих в деле.
А поскольку данное требование судами не выполняется, ни одна из сторон не ведает, с какого именно, момента исчислять «разумный» процессуальный срок.
Вышеуказанные законы были приняты в рамках «пилотного» постановления ЕСПЧ – Европейского Суда по правам человека, по делу № 2 «Бурдов против Российской Федерации».
Постановление от 15 января 2009 года, жалоба № 33509/04.
Постановление ЕСПЧ касалось проблемы неисполнения, или слишком длительного исполнения судебных актов национальных судов и содержало требование создания наиболее эффективного средства правовой защиты, которые бы обеспечивали адекватное возмещение в связи с неисполнением или же, несвоевременным исполнением решений национальных судов исходя из конвенционных принципов, с учётом прецедентной практики ЕСПЧ.
Появление постановления ЕСПЧ обусловлено большим количеством поступающих аналогичных дел. Достаточно сказать, что в 2009 году в Европейский суд было подано свыше 33500 жалоб, что составляет, примерено, 30% всех рассматриваемых ЕСАЧ, дел.
4 мая 2010 года вышеуказанные законы вступили в законную силу.
Повлияет ли, закреплённая де юре ответственность за волокиту в судах, покажет время.
Но, что бы хотелось отметить.
Совершенно очевидно, что судья, допустивший нарушение права того, чьё право призван восстанавливать и защищать, это государственный служащий.
И государство обязано компенсировать нарушение сроков судопроизводства. Исходя из логики, данное обстоятельство должно бы стимулировать государство предпринимать и дополнительные меры по усовершенствованию работы судейского сообщества.
Но, как, каким образом это делать?
Ведь судебная власть, независимая власть.
Любое вмешательство нарушает принцип этой независимости. И всё же не следует забывать, что законы как пишутся, так и исполняются людьми.
А, люди, как известно, разные.
В связи с чем, возникает вот какой вопрос.
Не логичнее было бы выплаченную гражданину компенсацию государством, государству же потом компенсировать из кармана того самого судьи, допустившего нарушение прав, притом, что суд обязан защищать и это самое, право?
Но то, что судебная практика по данной категории споров уже начинает формироваться, как бы вселяет некоторую надежду.
Спасибо, что прочитали статью.
Своё мнение каждый может высказать в комментариях.
Для Вашего удобства - без регистрации
Оцените статью.
Это важно, чтобы понимать, что для ВАС полезно и интересно.
Заранее Вам благодарны.
С уважением к Вашему мнению.